
Сто двадцать лет назад появился на свет советский авиаконструктор Артем Микоян (1905 — 1970), выдающийся деятель в развитии реактивной авиации Советского Союза. Ниже представлена краткая биография.
Артем Иванович Микоян, советский авиаконструктор и один из основоположников реактивной авиации в СССР, родился 5 августа (23 июля) 1905 года в селе Санаин, расположенном в Борчалинском уезде Тифлисской губернии Российской империи (ныне часть города Алаверди в Республике Армения). При рождении он носил имя Анушаван Ованесович.
После того как он окончил два класса сельской школы, в 1918 году его отправили к родственникам в Тифлис (ныне Тбилиси, Грузия), где Микоян продолжил обучение. В 1923 году при поддержке старшего брата Анастаса, известного партийного деятеля, Артем переехал в Ростов-на-Дону, где в том же году завершил обучение в школе фабрично-заводского ученичества.
В период с 1923 по 1925 год он работал учеником токаря на заводе сельскохозяйственной техники «Красный Аксай» и в Главных железнодорожных мастерских Ростова-на-Дону. В 1925 году переехал в Москву и трудился токарем на электрозаводе «Динамо».
С сентября 1927 по декабрь 1928 года занимал пост секретаря партийного комитета Октябрьского трамвайного парка Москвы. Затем с декабря 1928 года служил в армии в городе Ливны Орловской области.
В 1929 году окончил полковую школу, а с августа 1929 по октябрь 1930 года исполнял обязанности ответственного секретаря комитета комсомола Иваново-Вознесенской пехотной школы, располагавшейся в Орле и преобразованной в июле 1930 года в бронетанковое учебное заведение.
В октябре 1930 года был демобилизован. С ноября 1930 по март 1931 года работал секретарём партийной организации на заводе холодильного оборудования «Компрессор» в Москве, а затем с марта по май 1931 года — инструктором Сталинского райкома партии в столице.
Будучи одним из лучших работников партии, Микоян был направлен на обучение в Военно-воздушную академию имени Н. Е. Жуковского (сегодня — Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина»). В мае 1931 года он начал учёбу на инженерном факультете.
В 1935 году, проходя практику в конструкторском бюро в Харькове, вместе с другими студентами Микоян участвовал в разработке легкого самолёта «Октябрёнок». В октябре 1937 года он успешно закончил Военно-воздушную академию имени Н. Е. Жуковского.
С февраля 1938 по март 1939 года работал помощником военного представителя на авиазаводе №1 в Москве. С марта 1939 года стал начальником бригады, а позже возглавил КБ-1, отвечавшее за разработку маневренных истребителей в ОКБ Николая Поликарпова на том же заводе.
Он принимал участие в доводке и внедрении в массовое производство истребителя И-153. В декабре 1939 года на авиазаводе №1 появился Особый конструкторский отдел, которым руководил Микоян, а его заместителем стал Михаил Гуревич.
С декабря 1940 года он занимал должность главного конструктора авиазавода №1. С марта 1942 года возглавлял опытно-конструкторское бюро, которым руководил до конца жизни; в декабре 1956 года ему было присвоено звание генерального конструктора.
Первой значимой разработкой бюро Микояна стал истребитель с заводским обозначением «И-200», который после успешных государственных испытаний и начала серийного выпуска в 1940 году был принят на вооружение под названием МиГ-1 (название образовано из первых букв фамилий Микояна и Гуревича). Было собрано около сотни таких самолетов, а усовершенствованная модель МиГ-3 выпущена тиражом в 3272 экземпляра.
Этот истребитель отличался максимальной скоростью в 640 км/ч, не имея себе равных в своём классе.