
В первом полугодии 2025 года наблюдалось снижение числа новых регистраций бизнесов в модной индустрии на 14%, согласно исследованию, проведённому сервисом «Долями» в рамках аналитического проекта T — Data. Для анализа использовались обезличенные данные о расходах клиентов Т — Банка, Т — Бизнеса и сервиса «Долями», а также статистика ФНС о регистрации предпринимателей в сфере торговли и производства одежды.
Фэшн-индекс предпринимателей показывает регионы с наибольшей активностью в создании и развитии бизнеса, связанного с производством и продажей одежды. Для этого учитывается доля таких компаний от общего количества зарегистрированных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в России, а также динамика их регистрации за год в конкретном регионе. В свою очередь, фэшн-индекс покупателей отражает уровень интереса потребителей к моде в регионах, основываясь на среднем числе покупок одежды на одного активного клиента Т — Банка и доле расходных средств на одежду в общем объёме трат за год.
С 2019 года количество зарегистрированных бизнесов в модной сфере значительно изменялось. В 2020 году из-за пандемии и снижения деловой активности произошёл резкий спад, однако в 2021–2023 годах отрасль демонстрировала восстановление и рост с двумя заметными подъёмами — сначала благодаря отложенному спросу, а затем в результате ухода иностранных брендов с российского рынка.
Начиная с 2024 года число новых регистраций бизнеса в модной индустрии вновь стало сокращаться, но темпы снижения замедлились. За первые шесть месяцев 2025 года объем стартовавших компаний в сфере производства и торговли одеждой уменьшился на 14% по сравнению с тем же периодом прошлого года и снизился на 5% относительно второго полугодия 2024 года.
Доля новых компаний в модной отрасли среди всех зарегистрированных бизнесов за последние 4 года снизилась с 3% до 2%. Кроме естественных рыночных колебаний, на статистику влияет и то, что часть предпринимателей выбирает другие коды ОКВЭД для ведения деятельности через маркетплейсы.
Таким образом, происходит активное смещение сферы бизнеса в сторону электронной коммерции. Для сравнения: общие показатели регистрации ИП и ООО в России увеличивались до 2023 года.
В первом полугодии 2021 года количество новых бизнесов выросло на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, в январе-июне 2022 – на 2%, а в первом полугодии 2023 года — на 23% к первому полугодию 2022 года. Отметим, что январь-июнь 2023 года стал рекордным по количеству регистраций новых компаний за анализируемый период.
С января по июнь 2024 года начался спад: число регистраций сократилось на 3% по сравнению с первым полугодием 2023 года, а в первом полугодии 2025 года уменьшилось ещё на 2% относительно того же периода 2024 года. Рейтинг региона с наивысшим предпринимательским фэшн-индексом в первом полугодии 2025 года возглавила Курская область, набрав 88 баллов.
В этом регионе число новых регистраций в модной сфере увеличилось на 42% по сравнению с первым полугодием 2024 года, при этом 3% всех новых бизнесов в Курской области пришлось на торговлю и производство одежды. В настоящий момент для предпринимателей из Курской области действует отсрочка по уплате налогов и взносов на 20 месяцев.